Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Доля рыбообработчика или о новой мании

Фильтры

Регион

Новости

Доля рыбообработчика или о новой мании

Сезон "большой рыбы" на Дальнем Востоке выходит на пик. Большие деньги начинают свой круговорот. Какая доля из них перепадет простому бурятскому рыбообработчику и - какой ценой?

«Особенности национальной рыбалки» – 20 лет назад


Начнем, как говорится, с хорошего. О своем давнем «романе» с Камчаткой и путиной рассказала «МБ» улан-удэнка Виктория. Рассказ теплый и эмоциональный, так как тогда нашей собеседнице было 20 лет и поехала она в составе студотряда, и познакомилась там со своим будущим мужем. Но даже сквозь розовую призму юношеского восприятия в этом монологе можно четко проследить все «особенности национальной рыбалки» под названием «путина».

- Заработать там можно, если повезёт с путиной. Рыбы бывает либо много, либо не очень. Мы ездили после 4 курса в 1996 году, путина хорошая была, заработали в среднем по 5-6 млн. (помните, все тогда деньги считали миллионами). Ну а вообще, на мой взгляд, туда и сегодня стоит ехать в основном студентам и в основном за романтикой. Многие там семьи создают. Студенты, конечно, дешевая рабсила, и условия проживания у нас были на грани - выбитые стекла и двери, здание общаги пустует от лета до лета, ни столов, ни стульев. Кормили более-менее, но мы «подготовленные» были - с собой каждый вёз по 5 кг картошки , крупу, сахар и разные бульонные кубики. Хотя, я догадываюсь, из оплаты у нас все равно нехилую сумму вычли за питание. Местные за сезон получали тогда по 30 млн, против наших 5, но нам-то и эти деньги были о-очень приличными, - с улыбкой вспоминает Виктория.


- Обычно таких как мы трудяг из Петропавловска-Камчатского везли по воде. На нас же был эксперимент - загрузили в два вездехода по сорок человек - герметично закрытый кузов, одна тусклая лампа и часов пять езды. Холодные пустые комнаты, все удобства на улице, но нас, молодых, все это особо не волновало. Работали в две смены, по 10 часов. Пальцы немели, уставали жутко, особенно в первую неделю. А домой придёшь, покушаешь в столовой - и песни у костра, игры, конкурсы. Устраивали праздники, например, 31 июля был Новый год, 8 августа было 8 марта, КВНы, дни рождения, дискотеки. Ходили в тундру за шикшей (местная ягода), как-то даже на Черную сопку забрались. Погода там часто меняется, но местные дети все лето ходят в сапожках и курточках, прямо жалко их. Очень высокая влажность при этом - вещи невозможно высушить. Мы с подружками приспособились стирать и сушить все в … парной в душевой старого холодильного завода, куда ходили мыться.

Про сегодняшние реалии путины Виктория не знает, но робко предположила, что «может, стало больше комфорта в быту?»…


20 лет спустя: «Условия ужасные, люди попадают в рабство. Помогите!»

Крик вопиющего на околорыбных просторах неожиданно прогремел на всю страну – во время последней «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным 14 апреля. К президенту обратились работники одного из рыбозаводов Сахалинской области. Они пожаловались на рабство, в которое попадали на острове Шикотан, когда устраивались сотрудниками рыбного комбината «Островной». По словам работников, им не платили зарплату, и уехать они не могли из-за отсутствия денег и удалённости предприятия от материка.

- Зарплаты нам не платили. Людей туда возят обманом через кадровые агентства, условия труда и проживания ужасные, люди бомжуют. Помогите, пожалуйста, разобраться с этой проблемой, — обратилась сотрудница предприятия Татьяна.

- Выбраться оттуда практически невозможно, потому что это остров, поэтому людям некуда деваться, а денег нет. Зарплату не дают по 2, по 3 месяца, по полгода, — добавила еще одна работница рыбкомбината Елена.


Когда сотрудников предприятия пригласили задать вопрос президенту, в адрес некоторых из них последовали прямые угрозы, и они просто испугались прийти. «Люди говорят, что там, на острове Шикотан, они были фактически на положении рабов, заложников. Им обещали высокие зарплаты, и заманили на остров из центральных и сибирских регионов России, - пояснили президенту.

- Вы знаете, мне даже нечего сказать, - ответил Владимир Путин. – Я хочу, чтобы Генеральный прокурор Российской Федерации услышал эту часть нашего разговора, посмотрел на эту ситуацию и принял решение о соответствии занимаемой должности прокурора Сахалинской области, а министерство труда обязательно посмотрело с этой же позиции на работу вверенного им подразделения на Сахалине. И надеюсь услышать информацию о том, что происходит в этой сфере и в кадровом отношении, и с точки зрения наведения порядка.


И принес людям, работавшим на рыбкомбинате острова Шикотан, извинения. Но если извиниться перед всеми разочарованными, то это, как выяснила наша газета, пожалуй, займет слишком много времени и места.

Что на самом деле творится «в этой сфере»?


Реальность такова, что абсолютное большинство тех, кому довелось отведать путинной одиссеи за последние годы, не дождались не только извинений за нечеловеческие условия труда, но часто – обещанных и заработанных денег. Об этом пестрят сообщения на форумах в интернете, бурятские  СМИ тоже не раз поднимали тему безнаказанного «кидалова» и настоящего произвола в этой сфере. Но как-то так повелось, что жители Бурятии в вопросах трудовой миграции почему-то отличаются особой продвинутостью, и часто оказываются пионерами на всех направлениях. Вот и на Камчатку уже не первое десятилетие не зарастает народная тропа из нашего региона, невзирая ни на что. Между тем, уже давно известно, что реальные заработки там сопоставимы со средними зарплатами, например, продавца-кассира в магазине. Это при среднем раскладе – велика вероятность и вовсе приехать не солоно хлебавши.

Вот что рассказал «МБ» улан-удэнец Жаргал, который почти год живет и работает в г. Петропавловске-Камчатском. Изначально наш земляк поехал туда, чтобы заработать на машину, по его собственному признанию.


- С августа прошлого года я устроился на местный рыбзавод. Работаю на приемке рыбы с корабля. Зарплата у меня в среднем 30-50 тысяч – зависит от улова рыбы. На Камчатке во время путины люди зарабатывают по-разному: где-то 20 тысяч, а где-то и 100 тысяч и больше – это за 1,5 месяца. Это как повезет, на какой завод попадешь, как рыба пойдет. В общем, это настоящая карточная игра. На Сахалине не был ни разу, но слышал, что там гораздо чаще обманывают. Если «кинут», или сам проштрафишься-лоханешься – никому ничего не докажешь, лучше убраться подобру-поздорову.

По словам Жаргала, найти справедливость, пытаться судиться себе дороже обойдется – «тут все схвачено и давно поделено». Много всяких ИП, которые и заводами не назовешь – сегодня есть, а завтра уж и след простыл. Даже и заводы время от времени переименовываются – это определенная схема, и механизм цепочки распределения рыбных шальных денег отлажен идеально, уверен он. Только вот непосредственные производители этих денег – рыбообработчики – в большинстве своем прочно заняли последнее звено этой хитроумной «пищевой цепи»

- Я устроился официально, предприятие солидное, так что надеюсь – надолго. Может, и до пенсии доработаю, там видно будет, - не очень уверенно заключил Жаргал, которому до пенсии еще добрый десяток лет.

О приметах и обещаниях


Николай в прошлом году пробыл на Сахалине два месяца. «Пробыл» в буквальном смысле, а не проработал – рыба так и не пришла!

- Работали то на хозработах, то отправят на консервацию соседнего завода, на рыбу так по мелочи. Жили в закрытом корпусе, в тесноте, без удобств. Сырость везде, я и многие сразу начали болеть, а завод далеко даже от поселка, и выходить нельзя. Как в тюрьме. Но некоторые умудрялись достать спиртное – их сразу увольняли и выгоняли. Охрана и начальники не церемонятся, ведут себя как хозяева. Одного бедолагу избили и просто выбросили за территорию, что с ним стало дальше, не знаю. Вообще, контингент там еще тот, и зэков хватает, прочей шушеры – все время надо быть начеку. Не все конечно, большинство едут семью прокормить. К 1 сентября люди забеспокоились – у всех же дети дома, нам сказали составить списки, обещали дать по 10 тысяч. В результате ничего не дали, а еще через неделю нас, «продержавшихся», просто отправили по домам – практически без денег.


Тем не менее, Николай сейчас … опять ждет вызова, правда, на Камчатку – отправка в который раз отложилась, теперь до 1 июля. Опять заплатил агентству 4 тысячи, сделал медкнижку.

- Здесь все равно работы нет. Да и в агентстве сказали – нынче год високосный, рыбы валом будет, примета такая (смущенно улыбается).


Вот оно что! В Улан-Удэ зазывалы-вербовщики действительно трудятся в поте лица уже с зимы. Предложения заманчивые. Например, вот это: «Рыбообработчики на Камчатку на сезон путины. На заводы Камчатки набираем обработчиками рыбы на сезон путины, проезд оплачиваем, зарплата сдельно-премиальная до 160 тысяч в сезон 2-3 месяца. Питание и проживание без удержания из з/п за счет предприятия». Это объявление в интернете от одного небезызвестного агентства, что в ТЦ «Ольхон». Типовое объявление, на которые и ведутся наши земляки. О непредсказуемых перипетиях и подводных камнях такого сезонного трудоустройства в этих приглашениях нет и намека, да и не должно быть по правилам игры.

Обман или новая мания?


Прозвонив несколько агентств, в том числе и одну иркутскую фирму, убеждаемся в странном выводе. Похоже на то, что «все, что творится в этой сфере» - не обман бедных рыбообработчиков, а скорее, самообман и простой… азарт! Не зря в любом обсуждении данной темы постоянно  фигурируют слова «карточная игра», «лотерея», «повезет - не повезет»? А специфика путины идеально подходит для прикрытия как собственно обмана, так и самообмана.

«Подлинные» рассказы о баснословных заработках крепко подсаживают людей с неустойчивой психикой на новую зависимость – назовем ее условно «путиноманией». А как иначе назвать это явление? Осенью толпы разочарованных и измордованных путиной людей с матерком разбредаются по домам, проклиная обманщиков. Но в новую весну  в агентства опять приходит масса новых и старых клиентов. Всех греет одна мысль – а вдруг? Вдруг повезет и будет много рыбы? Вдруг повезет с агентством? С заводом? С начальником, соседом по бараку и пр.? Желающих меньше не становится, подтверждают вербовщики.


- Здравствуйте, можно устроиться на путину?

- Сейчас набор у нас закончен, последняя отправка в конце июля. Но оставьте заявку.

- Так много желающих?

- Ну конечно. 4500 за оформление платите и все, билеты туда бесплатные. Паспорт, ИНН, СНИЛС. Договор заключаете там, на заводе. Обратно в сентябре. Зарплата сдельная, до 160 тысяч за сезон.

- А вы предупреждаете людей, что рыбы может и не быть?

- Да, мы говорим, что зарплата зависит от объема сделанного. Если рыбы будет мало, то заработаете только на обратный билет до дома.


О стоимости проезда уточнить затруднились, что странно, и сказали «кажется проезд до Сахалина стоит 9 тысяч». Так что прикинуть «гарантированный» заработок все же можно?


 

Источник: www.baikal-media.ru

Также в разделе

Комментарии (0)