Продукция из нее может подорожать практически вдвое.
Рыбоперерабатывающий бизнес республики переживает не лучшие времена. Кризисные тенденции коснулись и этой отрасли. Удорожание по разным причинам сырья, диктат розничных продуктовых сетей и бюрократические препоны могут в конечном счете привести к существенному подъему цен на продукцию
Рыба — это очень энергоемкий продукт, хранение и переработка которого требует больших затрат, усилий и знаний. Предприниматели во многом зависят от урожайности, своевременной путины, законодательства, поставщиков и спроса населения. Как же обстоят дела в нашей «мясной» республике у производителей такого капризного продукта, как рыба?
Неурожай совпал с кризисом
В Бурятии на сегодняшний день работает около двадцати рыбоперерабатывающих предприятий, основная масса — это небольшие предприятия, работающие на закупном сырье. Основными поставщиками океанического рыбного сырья являются добывающие предприятия Дальнего Востока, а на западе — Астраханские рыбозаводы и заводы Санкт-Петербурга. Также востребовано и местное сырье: омуль, плотва, окунь и т.д. Предприятия выпускают пресервы в заливках, копченые, вяленые и соленые деликатесы.
По словам специалистов, в ближайшее время ожидается наценка на «красную» рыбу, так как прошлый год был крайне неурожайным. По словам Сергея Красинского, генерального директора ООО «Рыбозавод «Байкал», рыбное сырье уже подорожало на 20 — 40 процентов, а ценные лососевые породы — на все 100 процентов.
— Сейчас пока мы перерабатываем старые запасы, которые были куплены до удорожания. Мы, конечно, стараемся держать конкурентные цены и не наценяем резко, но в ближайшие месяц-два цены повысятся.
Также значительно подорожает атлантическая рыба из-за скачка курса доллара и евро. Некоторые рыбоперерабатывающие предприятия республики были вынуждены пойти на сокращение рабочей недели и скользящий график работы, чтобы сохранить основной костяк персонала. Товарооборот некоторых предприятий упал на 20—25 процентов.
Упал и спрос населения, в Бурятии стали меньше есть рыбы и другую морскую продукцию, в основном это коснулось деликатесов и икры. И если в майские праздники люди покупают дорогую рыбу, то летом ситуация будет совсем иная.
Беспроцентный кредит
Однако основной проблемой, которую озвучили почти все опрошенные нами предприниматели, является диктат продуктовых сетей — «монополистов». Производители, не имея иных путей быстрого сбыта продукции, вынуждены идти на все условия, выдвигаемые ритейлерами. Главное из них — это оплата по факту, то есть под реализацию. Ни о какой предоплате речи идти не может. В итоге, чем крупнее сеть, тем дольше идет расчет, процесс затягивается до нескольких месяцев.
— Нам не выжить без продуктовых сетей, а они этим пользуются. По сути мы выдаем им беспроцентный кредит, а время идет, инфляция. Мы же, в свою очередь, работаем с поставщиками сырья только по предоплате, — говорит Сергей Красинский.
Бюрократия
Немало проблем предпринимателям доставляют бюрократические препятствия. Государственное субсидирование процентов по кредитам на закупку сырья доступно не всем. Из-за этого компаниям не хватает оборотных средств, что и тормозит их развитие. По словам специалистов Минсельхоза РБ, в начале года была трехмесячная задержка бюджетных средств.
Также республиканские власти задержали на два месяца зимнюю омулевую путину на Байкале, и благоприятный момент был упущен. Теперь вся надежда на то, что летняя стартует вовремя.